Надзор и контроль в сфере образования
Ответы на часто задаваемые вопросы

Судебное производство

Вопросов: 2 • Последний: 28.12.2015

Каков порядок вызова должностного лица органа контроля и надзора в сфере образования в судебное заседание арбитражного суда?

28.12.2015

В соответствии со статьями 121 и 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ):

- лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса извещаются арбитражным судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия путем направления копии судебного акта в порядке, установленном АПК РФ, не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено АПК РФ;

- информация о принятии искового заявления или заявления к производству, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия размещается арбитражным судом на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено АПК РФ;

- в случаях, не терпящих отлагательства, арбитражный суд может известить или вызвать лиц, участвующих в деле, и иных участников арбитражного процесса телефонограммой, телеграммой, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи;

- судебное извещение, адресованное юридическому лицу, направляется арбитражным судом по месту нахождения юридического лица (место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из ЕГРЮЛ);

- копия судебного акта направляется арбитражным судом по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения адресату под расписку непосредственно в арбитражном суде или по месту нахождения адресата, а в случаях, не терпящих отлагательства, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи;

- если арбитражный суд располагает доказательствами получения лицами, участвующими в деле, и иными участниками арбитражного процесса определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, информации о времени и месте первого судебного заседания, суд вправе известить их о последующих судебных заседаниях и отдельных процессуальных действиях по делу путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи;

- если копия судебного акта вручается адресату или его представителю непосредственно в арбитражном суде либо по месту их нахождения, такое вручение осуществляется под расписку.

- если копия судебного акта направляется адресату телефонограммой, телеграммой, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи и способов доставки корреспонденции, на копии переданного текста, остающейся в арбитражном суде, указываются фамилия лица, передавшего этот текст, дата и время его передачи, а также фамилия лица, его принявшего;

- если адресат отказался принять, получить копию судебного акта, лицо, ее доставляющее или вручающее, должно зафиксировать отказ путем отметки об этом на уведомлении о вручении или на копии судебного акта, которые подлежат возврату в арбитражный суд;

- документы, подтверждающие направление арбитражным судом копий судебных актов и их получение адресатом в порядке, установленном настоящей статьей (уведомление о вручении, расписка, иные документы), приобщаются к материалам дела;

- если место нахождения или место жительства адресата неизвестно, об этом лицом, доставляющим корреспонденцию, делается отметка на подлежащем вручению уведомлении с указанием даты и времени совершенного действия, а также источника информации.

Таким образом, работников органов контроля и надзора в сфере образования в суд вызывают повесткой, а в случаях, не терпящих отлагательств, - телефонограммой, телеграммой, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи.

Какая предусмотрена ответственность работников органа контроля и надзора в сфере образования в случае проигрыша судебного арбитражного процесса?

28.12.2015

В соответствии со ст.ст. 110 и 111 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ):

- судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны;

- расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах;

- государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины;

- арбитражный суд вправе отнести все судебные расходы по делу на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами или не выполняющее своих процессуальных обязанностей, если это привело к срыву судебного заседания, затягиванию судебного процесса, воспрепятствованию рассмотрения дела и принятию законного и обоснованного судебного акта.

Таким образом, в случае вынесения судом решения не в пользу органа контроля и надзора в сфере образования, должностные лица не возмещают судебные издержки за счет собственных средств. Судебные издержки возмещаются за счет средств органа власти.  

Административное производство

Вопросов: 7 • Последний: 27.12.2015

Получен отчет образовательной организации, из содержание которого следует, что не все выявленные ранее нарушения законодательства были устранены. При составлении протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ следует перечислять слово в слово все нарушения, как указано в предписании, или возможно отступление от текста предписания, сохраняя смысл указанных в предписании нарушений?

27.12.2015

Согласно части 2 статьи 28.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в протоколе об административном правонарушении указываются место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. Учитывая вышеизложенное, при описании события административного правонарушения (отчет организации не подтверждает устранение нарушений, следовательно, предписание не исполнено в срок) возможно отступление от текста предписания, но важно конкретно и понятно описать событие административного правонарушения.

Протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние конкретного лица, составляется в отношении упомянутого лица и является необходимым правовым основанием для привлечения его к административной ответственности. При этом подробное описание события правонарушения является важным фактором для определения его юридической квалификации 1.

Фактические данные, свидетельствующие о наличии правонарушения, должны быть конкретизированы, поскольку именно на основании этих данных судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела 2.
____________________

1 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2014 по делу N А23-4330/2013

2 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2014 N 09АП-45891/2013 по делу N А40-127532/2013

При каких обстоятельствах может быть принято решение судом о малозначительности административного правонарушения по административным делам, рассматриваемым должностными лицами органов контроля и надзора в сфере образования?

26.12.2015

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, уполномоченный решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Судья, принимая такое решение, выносит постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении и объявлении устного замечания согласно пункту 2 части 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ.

Малозначительность правонарушения сформулирована законодателем как оценочное понятие, содержание которого конкретизируется правоприменительными органами с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела. В пунктах 18 и 18.1 постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда № 5 от 24 марта 2005 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом, с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые отношения.

В связи с малозначительностью суды, как правило, учитывают следующие обстоятельства:

- формальное наличие состава правонарушения при отсутствии существенной угрозы общественным отношениям;

- отсутствие каких-либо вредных последствий в результате совершенного правонарушения;

- непричинение вреда интересам граждан, обществу, государства;

- раскаяние в содеянном правонарушении;

- правонарушение было устранено при исполнении предписания органа контроля либо до составления протокола об административном правонарушении;

- административное правонарушение совершено впервые;

- нарушения порядка и сроков представления уведомлений (до 2-3 дней включительно).

Характерными примерами малозначительного правонарушения может являться нарушение, устранить которое возможно на месте в короткое время с приложением со стороны правонарушителя минимальных усилий (неправильно оформленные документы), незначительное нарушение сроков, предусмотренных для исполнения каких-либо обязанностей.

Может ли нарушение правил оказания платных образовательных услуг быть длящимся административным правонарушением?

26.12.2015

Понятие «длящееся» административное правонарушение используется в частях 2-4 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Согласно п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль).

Невыполнение предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.

Длящееся правонарушение начинается с какого-либо действия или акта бездействия и заканчивается вследствие действий самого виновного, направленных к прекращению продолжения правонарушения или с наступлением событий, препятствующих дальнейшему совершению правонарушения.

По вопросу отнесения административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 19.30 КоАП РФ, к длящимся, судебная практика не единообразна.

В судебных решениях мировых судей и районных судов города Москвы указывается, что нарушения, допущенные при заключении договоров на обучение с конкретными обучающимися, не являются длящимися по следующим основаниям:

  • Согласно п. 2 Правил оказания платных образовательных услуг платные образовательные услуги – это осуществление образовательной деятельности по задания и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам, заключаемым при приеме на обучение.

  • Договор об оказании платных образовательных услуг заключается при приеме на обучение.

  • Поскольку установлен срок для заключения договора об образовании, а именно – при приеме на обучение, нарушение правил оказания платных образовательных услуг при заключении договоров не является длящимся правонарушением. 

  • При выявлении нарушений, связанных с заключением договоров, необходимо исходить из того, что срок давности необходимо исчислять со дня, следующего за днем заключения договора.

Во время проведения проверки выявлены нарушения и должен быть составлен протокол. Руководитель проверяемой организации отсутствует, есть представитель, но без доверенности и права подписи протокола. Как поступить в таком случае: вызывать руководителя для подписания протокола в другой день и другое время? Составить протокол и вручить его представителю, сделав отметку об отсутствии подписи в связи с отсутствием руководителя или иначе?

11.12.2015

В соответствии со ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) протокол об административном правонарушении должен составляться в присутствии законного представителя юридического лица. В протоколе фиксируются объяснения законного представителя юридического лица, ему должны разъясняться процессуальные права и обязанности, предусматривается возможность ознакомления с протоколом. Если законный представитель юридического лица отсутствует, необходимо его вызывать для составления протокола. При неявке извещенного в установленном порядке законного представителя для составления протокола в протоколе делается соответствующая запись.

В случае неявки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Согласно статье 4.4 КоАП РФ административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. Если протокол составлен по ч. 1 ст. 19.30 КоАП РФ за нарушение правил оказания платных образовательных услуг и в протоколе указано в качестве доказательной базы несколько договоров об оказании образовательных услуг, которые составлены в нарушение действующих правил, в таком случае необходимо составлять протокол по каждому договору (эпизоду)?

10.12.2015

Согласно частям 1 и 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ):

  • при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение;

  • при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

В судебных решениях анализировались подобные ситуации:

  • Из содержания норм КоАП РФ следует, что разрешение вопроса о том, одно или несколько административных правонарушений совершено лицом, привлекаемым к административной ответственности, зависит от конкретного состава совершенного административного правонарушения, результатов исследования объекта, объективной стороны, субъекта, субъективной стороны административного правонарушения 1.

  • Возможности назначения наказания в пределах санкции одной статьи за два самостоятельных правонарушения, имеющих единый родовой объект посягательства, но совершенных различными деяниями, КоАП РФ не предусматривает 2.

Заключение нескольких договоров об оказании платных образовательных услуг может быть квалифицировано как совершение одного длящегося административного правонарушения, выраженного в виде непрекращающегося невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, с учетом всех обстоятельств по административному делу. Например, во всех заключаемых однотипных договорах, образец которого размещен на официальном сайте образовательной организации, не указываются одни и те же сведения, предусмотренные правилами оказания платных образовательных услуг.
_________________________

1 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 03.10.2014 по делу N А74-3684/2014

2 Постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 08.09.2014 N 4а-771/2014

В каком случае протокол составляется на должностное лицо, а в каком - на должностное и на юридическое лицо одновременно?

10.12.2015

В соответствии с примечанием к статье 2.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица.

Если в ходе проводимой проверки установлено, что правонарушение совершено не должностным лицом, а кем-то из работников юридического лица (например, заместителем руководителя, если он не исполняет обязанности руководителя на время отпуска или болезни, начальником одного из отделов юридического лица), то протокол об административном правонарушении составляется в отношении юридического лица.

На должностное лицо протокол об административном правонарушении составляется при наличии достаточных оснований, указывающих на его вину в совершении административного правонарушения.

Наложение штрафа на юридическое лицо может одновременно сопровождаться административным наказанием должностного лица при наличии его вины.

«Протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние конкретного лица, составляется в отношении упомянутого лица и является необходимым правовым основанием для его привлечения к административной ответственности. Кодексом допускается оформление одного протокола в отношении одного лица, совершившего несколько административных правонарушений, но не предусматривается оформление одного протокола по правонарушениям нескольких лиц.

В силу упомянутых выше правил никто не может быть подвергнут административному наказанию по протоколу об административном правонарушении, составленному в отношении другого лица.

Часть 3 статьи 2.1 КоАП РФ не исключает, что при выявлении в деятельности юридического лица единственного события правонарушения, к административной ответственности могут быть привлечены сразу несколько лиц: само юридическое лицо, его руководитель и (или) иные работники, но при этом каждое такое лицо может быть подвергнуто административному наказанию с соблюдением порядка и условий его применения. Протокол о допущенном руководителем юридического лица административном правонарушении не дает оснований привлечь к административной ответственности само юридическое лицо, а протокол в отношении последнего не влечет административного наказания его руководителей или иных работников»1.
____________________

1 Постановление Президиума ВАС РФ от 24.02.2004 N 13894/03 по делу № А19-6866/03-26

Что является местом и временем совершения административного правонарушения в сфере образования?

09.12.2015

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ).

Местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, - место совершения и (или) окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность 1.

В протоколе об административном правонарушении, как правило, указывается место фактического нахождения юридического лица (руководителя образовательной организации). Временем совершения административного правонарушения является фактический временной период совершения правонарушения (год, месяц, дни, часы, минуты).

Например, в протоколе об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ указывается, что в период с ___________ до __________ (дни и время) проводилась плановая (внеплановая) проверка в отношении __________________________, по результатам которой выявлены нарушения: _______________. Учреждению было выдано предписание от _____________ № ______ в срок до ____________- устранить выявленные нарушения, указанные в акте проверки, и принять меры по устранению нарушений. В ходе внеплановой проверки установлено, что ранее выявленные нарушения не устранены (не представлен отчет об исполнении предписания). Таким образом, совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.  

_________________________

1 п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Правила осуществления проверок

Вопросов: 27 • Последний: 27.05.2020

Может ли орган по контролю и надзору в сфере образования выйти с внеплановой проверкой в образовательную организацию на основании жалобы гражданина о нарушении его прав, как потребителя образовательных услуг?

27.05.2020

Перечень оснований для проведения внеплановых проверок организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в рамках государственного контроля (надзора) в сфере образования установлен статьей 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и статьей 93 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В отношении нарушения прав потребителей нормативными правовыми актами предусмотрено проведение внеплановой проверки в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей (Роспотребнадзор), граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены.

Таким образом жалоба гражданина о нарушении его прав, как потребителя образовательных услуг, не может служить основанием для внеплановой проверки образовательной организации в рамках государственного контроля (надзора) в сфере образования.

Как долго проходит проверка в рамках государственного контроля (надзора) в сфере образования?

27.05.2020

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» срок проведения как документарной, так и выездной проверок не может превышать двадцати рабочих дней.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней.

В отношении юридического лица, которое осуществляет образовательную деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, срок проверки устанавливается отдельно по каждому филиалу, при этом общий срок проведения проверки не может превышать шестьдесят рабочих дней.

Обязано ли должностное лицо органа государственного контроля (надзора) в сфере образования предъявлять служебное удостоверение и иные удостоверяющие личность документы уполномоченному представителю проверяемого лица или достаточно заверенной печатью копии распоряжения о проведении проверки?

27.05.2020

Заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений. По требованию подлежащих проверке лиц должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля обязаны представить информацию об этих органах, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения своих полномочий (статья 14 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

Предъявление иных удостоверяющие личность документов должностного лица уполномоченному представителю проверяемого лица законодательством не установлено.

Что делать в случае несогласия с результатами проверки?

27.05.2020

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора) в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля. Указанные документы могут быть направлены в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица (статья 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

Можно и признать результаты проверки недействительными?

27.05.2020

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора) с грубым нарушением установленных Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

К грубым нарушениям относится нарушение требований:

1) в части отсутствия оснований проведения плановой проверки;

2) в части привлечения к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не аттестованных в установленном порядке граждан;

3) в части оснований проведения внеплановой выездной проверки;

4) в части согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя;

5) в части нарушения сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства;

6) в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора);

7) в части требования документов, не относящихся к предмету проверки;

8) в части превышения установленных сроков проведения проверок;

9) в части непредставления акта проверки;

10) в части проведения плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок;

11) в части участия в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки.

В соответствии с п. 12 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ (в ред. от 27.11.2017) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения. День получения организацией уведомления входит в эти три дня или отсчет ведется со следующего рабочего дня?

17.02.2018

Согласно ст. 190 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

В соответствии со ст. 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока (статья 194 ГК РФ).

Таким образом, руководствуясь ст. 191 ГК РФ в системной взаимосвязи с п. 12 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», орган государственного контроля (надзора) о проведении плановой проверки должен уведомить юридическое лицо, индивидуального предпринимателя до начала ее проведения не менее чем за три рабочих дня, при этом день получения уведомления в этот срок не входит.

В ранее действующей редакции Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» законодатель употреблял в указанной норме формулировку «в течение трех рабочих дней», а не «за три рабочих дня», что позволяло считать днем уведомления любой из дней, входящих в установленный пунктом 12 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» срок.

В ходе проведения проверки по федеральному государственного надзору в сфере образования выявлено, что проверяемая организация имеет страницы в сети Интернет на официальном сайте учредителя. Будет ли нарушением размещение информации и документов на сайте учредителя?

22.11.2017

Образовательные организации согласно пункту 21 части 3 статьи 28 и в соответствии со статьей 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации" обеспечивают создание и ведение официального сайта образовательной организации в сети "Интернет", а также формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет".

Сайт в сети "Интернет" – это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет" (п. 13 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

Страница сайта в сети "Интернет" - часть сайта в сети "Интернет", доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети "Интернет" (п. 14 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

Таким образом, если проверяемая организация не имеет официального сайта со своим по доменным именем и (или) сетевым адресом, позволяющим идентифицировать сайт в сети "Интернет", а размещает информацию и сведения на странице какого-либо иного сайта, то выявленное нарушение может быть сформулировано следующим образом:

В нарушение п. 21 ч. 3 ст. 28 и ст. 29 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пп. 3, 6 и 8 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582, и пп. 2 и 3 требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации, утвержденных приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014г. № 785, ______________ (указывается проверяемая организация) не обеспечено создание и ведение официального сайта в сети «Интернет».

Сведения об образовательной организации ______________ (указывается проверяемая организация), размещенные по адресу https://www............ru/..., являются интернет-страницей, а не официальным сайтом образовательной организации ______________ (указывается проверяемая организация).

Проверить наличие доменного имя возможно с помощью различных сервисов (например, Whois сервис по ссылке https://www.reg.ru/whois/). 

В ходе проверок сталкиваемся со следующей ситуацией: в проверяемой организации есть документ, который предусматривает создание приказом руководителя комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений в течение трех дней со дня возникновения конфликта. Возможно ли в таком случае отмечать выявленный факт как нарушение законодательства об образовании, поскольку комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений не создана?

10.11.2017

Согласно части 6 статьи 45 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом, который принимается с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии). Закон об образовании не обязывает до возникновения конфликтной ситуации определять персональный состав такой комиссии.

Если локальным нормативным актом образовательной организации предусмотрено, что вышеуказанная комиссия (например, персональный состав комиссии) создается распорядительным актом в установленном порядке, нарушений законодательства и ограничений прав участников образовательных отношений мы не видим.

Нарушением будет отсутствие локального нормативного акта, регламентирующего порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, а также не создание комиссии при наличии заявления от участника образовательных отношений.

Во время проверки установлено, что в организации дополнительного профессионального образования согласно штатному расписанию имеется только руководитель, а преподавательскую и иную деятельность осуществляют лица, привлекаемые по договорам гражданско-правового характера. Возможно ли в таком случае в предписании указывать на нарушение законодательства об образовании в связи с отсутствием аттестационной комиссии?

10.11.2017

Приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" предусмотрено, что порядок применяется к педагогическим работникам организаций, замещающим должности, поименованные в подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678, в том числе в случаях, когда замещение должностей осуществляется по совместительству в той же или иной организации, а также путем совмещения должностей наряду с работой в той же организации, определенной трудовым договором.

Если лицо привлекается по гражданско-правовому договору для участия в образовательной деятельности (оказание преподавательских услуг физическими лицами) и не состоит в трудовых отношениях с образовательной организацией, то аттестация таких работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям не проводится.

В описанной ситуации будет два нарушения законодательства:

Первое – нарушение лицензионных требований, согласно которым при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности организация обязана соблюдать все лицензионные требования, в том числе к кадровому составу, привлеченному для образовательной деятельности.

В частности, образовательная организация должна иметь в штате или привлекать им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.

Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения с педагогическими работниками, привлеченными к реализации образовательных программ, не соответствует законодательству, что подтверждается и судебной практикой (Постановление Верховного Суда РФ от 28.07.2016 № 12-АД16-3; Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.07.2018 № Ф04-2598/2018 по делу № А27-26511/2017):

Второе – в нарушение законодательства об образовании не создана аттестационная комиссия, поскольку в штате организации должны быть педагогические работники.

Во время проверки выявлено, что в образовательной организации реализуются образовательные программы на иностранном языке и только в отношении иностранных граждан. Договоры об оказании платных образовательных услуг заключены на иностранном языке. Будет ли нарушением законодательства об образовании заключение договоров об оказании платных образовательных услуг на иностранном языке?

10.11.2017

Согласно пунктам 1 и 6 части 1 статьи 3 Федерального закона от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, в том числе в деятельности по ведению делопроизводства, а также во взаимоотношениях федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности и граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, общественных объединений.

Исходя из выше  изложенного, договор об оказании платных образовательных услуг на территории Российской Федерации оформляется, по общему правилу, на русском языке.

Отсутствие договора об оказании платных образовательных услуг на русском языке  является нарушением статьи 54 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и п. 12 Правил оказания платных образовательных слуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 706.

В описанной ситуации документы на иностранном языке нельзя рассматривать в качестве договоров об оказании платных образовательных услуг.  

Могут ли привлекаться к проведению проверок эксперты или экспертные организации, не аккредитованные в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации?

25.12.2015

Согласно подпункту 1.1 пункта 2 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных пунктами 7 и 9 статьи 2 указанногозакона (в части привлечения к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не аттестованных в установленном порядке граждан).

Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Необходимо вести учет выданных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предписаний об устранении выявленных нарушений и осуществлять контроль за их исполнением?

25.12.2015

Согласно статье 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:

- выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;

- принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

Таким образом, учет выданных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предписаний об устранении выявленных нарушений и контроль за их исполнением обязателен.

Предусмотрена разработка федеральных требований к фондам оценочных средств для оценки качества подготовки обучающихся по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования по подготовке квалифицированных рабочих (служащих), специалистов среднего звена?

25.12.2015

В соответствии с пунктом 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образовании, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464, образовательная программа среднего профессионального образования включает в себя учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочные и методические материалы, а также иные компоненты, обеспечивающие воспитание и обучение обучающихся.

Учебный план образовательной программы среднего профессионального образования определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности обучающихся и формы их промежуточной аттестации.

Образовательные программы разрабатываются и утверждаются образовательными организациями самостоятельно, следовательно, разработка федеральных требований к фондам оценочных средств законодательством не предусмотрена.

Если предписание об устранении выявленных нарушений не выполнено в срок, возможно ли продление срока его исполнения?

24.12.2015

Продление срока исполнения ранее выданного предписания не предусмотрено законодательством.

В соответствии с частью 7 статьи 93 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в случае неисполнения предписания (в том числе, если отчет, представленный органом или организацией, допустившими такое нарушение, не подтверждает исполнение предписания в установленный им срок или этот отчет до истечения срока исполнения предписания не представлен) орган по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП РФ, выдает повторно предписание об устранении ранее не устраненного нарушения и запрещает прием в данную организацию полностью или частично. Срок исполнения выданного повторно предписания не может превышать 3 месяца.

Контролирующие органы обязаны отдельно уведомлять руководителя юридического лица, индивидуального предпринимателя о результатах проведения проверки, в том числе, если в ходе проверки не выявлены нарушения обязательных требований?

23.12.2015

Согласно статье 18 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки обязаны знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с результатами проверки.

При выявлении нарушений  должностные лица органа государственного контроля (надзора) вручают руководителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю акт проверки и (или) предписание. При отсутствии нарушений по итогам проверки необходимо уведомить руководителя юридического лица, индивидуального предпринимателя о результатах проверки, поскольку отсутствие нарушений также относится к результатам проверки.

В соответствии со статьей 16 указанного Федерального закона по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме (типовая форма акта проверки установлена приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141). Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения (в случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю) в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля. При наличии согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля акт проверки может быть направлен в форме электронного документа.

Таким образом, при отсутствии выявленных нарушений по итогам проверки руководителя юридического лица, индивидуального предпринимателя необходимо уведомить о результатах проверки посредством вручения (направления) второго экземпляра акта проверки, поскольку отсутствие нарушений также относится к результатам проверки.

Каковы действия органа контроля (надзора) в случае, если проверенное образовательное учреждение исполнило требования предписания, но при этом допустило новое нарушение законодательства Российской Федерации в сфере образования?

22.12.2015

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" ) в случае, если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, предметом такой проверки может являться только исполнение выданного органом государственного контроля (надзора) и (или) органом муниципального контроля предписания.

Соответственно, если выявлены новые нарушения обязательных требований законодательства в рамках предмета проверки, то должностным лицом, уполномоченным на проведение внеплановой проверки, возбуждается дело об административном правонарушении в порядке, установленном  КоАП РФ, издается распорядительный акт о запрете приема в данное образовательное учреждение и выдается повторное предписание для устранения выявленных нарушений со сроком устранения до 3-х месяцев.

Вместе с тем требование документов, не относящихся к предмету проверки, относится к грубым нарушениям установленных законодательством требований к организации и проведению проверок. Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора) с таким грубым нарушением не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя (ст. 20 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" )

Распоряжение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации является основанием для проведения внеплановой проверки юридического лица?

22.12.2015

Закрытый перечень оснований для проведения внеплановой проверки организаций, осуществляющих образовательную деятельность, органами государственного контроля (надзора) и лицензирующими органами в сфере образования установлен ч. 2 cт. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», ч. 5 ст. 93 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и ч. 10 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Распоряжение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в указанный перечень не входит.

На основании каких нормативных правовых актов орган, осуществляющий контроль (надзор) в сфере образования, требует привлечение к дисциплинарной ответственности работников проверенных объектов?

21.12.2015

Согласно статье 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:

- выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;

- принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

В соответствии с КоАП РФ виновное должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностным лицом, осуществляющим государственный контроль (надзор) в области образования, в соответствии с действующим законодательством.

Орган, осуществляющий контроль (надзор) в сфере образования, привлекать должностных лиц (работников проверенных объектов) к дисциплинарной ответственности не вправе. Согласно статьям 22 и 192 Трудового кодекса Российской Федерации работников к дисциплинарной ответственности может привлекать исключительно работодатель.

Является ли нарушением наличие устава образовательной организации, утвержденного в 2013 году?

11.12.2015

В соответствии с частью 5 статьи 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» наименования и уставы образовательных организаций подлежат приведению в соответствие с действующим законодательством об образовании до 1 июля 2016 года. Таким образом, не соответствие наименования и текста устава образовательной организации действующему законодательству после 1 июля 2016 года является нарушением.

Постановлением Правительства России от 30.06.2010 № 489 (ред. от 27.12.2012) «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрено внесение изменений в ежегодный план допускается только в случае невозможности проведения плановой проверки деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя в связи с ликвидацией или реорганизацией юридического лица, прекращением юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности, эксплуатации (использования) объектов защиты, объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, подлежащих проверке, а также с наступлением обстоятельств непреодолимой силы.\r\nЧто является наступлением обстоятельств непреодолимой силы?

10.12.2015

Под непреодолимой силой (форс-мажор) понимаются чрезвычайные и непредотвратимые при конкретных условиях обстоятельства.

К чрезвычайным обстоятельствам в соответствии со ст. 3 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» относятся:

  • попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

  • чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

В судебной практике:

  • под обстоятельствами непреодолимой силы понимаются чрезвычайные и непредотвратимые явления, события, воздействие которых происходит извне и не зависит от субъективных факторов: наводнения, стихийные бедствия, землетрясения, ураганы, сход снежных лавин, иные природные катаклизмы, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, запретительные меры государства;

  • для квалификации какого-либо обстоятельства как непреодолимой силы необходимо установление совокупности двух признаков - непредотвратимости и чрезвычайности, что следует из п. 3 ст. 401 ГК РФ;

  • обстоятельство непреодолимой силы в том числе должно отвечать такому признаку, как непредвиденность его возникновения, то есть стороны не предвидели и не могли предвидеть наступление такого обстоятельства;

  • понятие "непреодолимая сила" включает в себя признак чрезвычайности, понимаемый как непредвиденность того или иного события, а также признак непредотвратимости, означающий независимость события от воли нарушителя обязательства.

Возможность применения положения п. 3 ст. 401 ГК РФ возникает только при доказанности того, что надлежащее исполнение обязательств оказалось невозможным вследствие наступления чрезвычайных явлений (событий), воздействие которых происходит извне и объективно непредотвратимо.

Обстоятельства непреодолимой силы отсутствуют в следующих случаях:

  • резкое понижение температур наружного воздуха в зимнее время, а также атмосферные осадки в виде снега (дождя) не относятся к природным явлениям стихийного характера, поскольку являются прогнозируемыми событиями, следовательно, не могут рассматриваться в качестве непреодолимой силы, поскольку не обладают признаками чрезвычайности, исключительности и объективной непредотвратимости;

  • финансово-экономический кризис, недофинансирование или иные финансовые затруднения.

Федеральный контроль качества образования осуществляется в отношении автошкол?

09.12.2015

Под федеральным государственным контролем качества образования понимается деятельность по оценке соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия по их результатам мер (часть 2 статьи 93 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). К образовательным программам по подготовке водителей не установлены федеральные государственные образовательные стандарты, а также в отношении них не проводится государственная аккредитация образовательной деятельности.

Таким образом, реализация образовательных программ по подготовке водителей транспортных средств не может являться предметом проверки, проводимой уполномоченным органом в рамках федерального государственного контроля качества образования.

В ходе проверки установлено, что образовательное учреждение осуществляет реализацию образовательных программ, не предусмотренных лицензией. Необходимо в данном случае указывать выявленный факт в предписании, если лицензирование носит заявительный характер?

08.12.2015

Несмотря на то, что лицензирование образовательной деятельности носит заявительный характер, ведение образовательной деятельности  без разрешения (лицензии) является нарушением законодательства.

Контрольные мероприятия проводятся согласно утвержденному плану проверок или как внеплановое мероприятие в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

При выявлении в ходе проведенной проверки нарушения действующего законодательства, в том числе ведения образовательной деятельности без лицензии (разрешения), нарушение фиксируется в акте проверки, составляется протокол об административном правонарушении и рекомендуется обратиться в органы прокуратуры с ходатайством инициировать в установленном порядке о прекращении их деятельности. 

В какой срок до начала проведения плановой документарной проверки направляется в образовательное учреждение запрос о предоставлении необходимых документов?

08.12.2015

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в процессе проведения документарной проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этих юридического лица, индивидуального предпринимателя государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля направляют в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения (приказа) руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки.

В течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.

Указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и подписью индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя, иного должностного лица юридического лица.

Если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля документах и (или) полученным в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, информация об этом направляется юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю с требованием представить в течение 10 рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, представляющие в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах, вправе представить дополнительно в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.

Должностное лицо, которое проводит документарную проверку, обязано рассмотреть представленные руководителем или иным должностным лицом юридического лица, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченным представителем пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.

Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля установит признаки нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вправе провести выездную проверку. При проведении выездной проверки запрещается требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов и (или) информации, которые были представлены ими в ходе проведения документарной проверки.

Таким образом, нормативными правовыми актами не определена процедура и сроки направления до начала проведения плановой документарной проверки запроса юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю о направлении необходимых документов.

Срок исполнения предписания об устранении выявленных нарушений может быть меньше 6 месяцев?

08.12.2015

В соответствии с частью 6 статьи 93 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в случае выявления нарушения требований законодательства об образовании соответствующий орган по контролю и надзору в сфере образования выдает органу или организации, допустившим такое нарушение, предписание об устранении выявленного нарушения. Указанный в предписании срок его исполнения не может превышать 6 месяцев. Срок исполнения предписания об устранении выявленных нарушений может быть меньше 6 месяцев.

Осуществляется ли федеральный государственный контроль качества образования в отношении организации, реализующей программы профессионального обучения?

08.12.2015

Согласно части 2 статьи 93 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под федеральным государственным контролем качества образования понимается деятельность по оценке соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия по их результатам предусмотренных законодательством мер.

К образовательным программам профессионального обучения не установлены федеральные государственные образовательные стандарты. В отношении указанных образовательных программ невозможно проводить федеральный государственный контроль качества образования, поскольку невозможно устанавливать соответствие содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников организаций требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.

Должностное лицо органа государственного контроля (надзора), непосредственно проводившее проверку юридического лица, правомочно подписать выдаваемое предписание, или это компетенция руководителя уполномоченного органа?

07.12.2015

Согласно статье 17 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Соответственно, выдаваемое предписание подписывается должностным лицом, уполномоченным на проведение проверки.

Допускается внесение изменений или дополнений в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц в течение года? Если да, то каким документом (распорядительным актом) это оформляется?

07.12.2015

Внесение изменений в ежегодный план проверок органами, осуществляющими государственный контроль (надзор) в сфере образования, производится в соответствии с пунктами 7 и 8 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 489, согласно которому внесение изменений в ежегодный план допускается в следующих случаях:

а) исключение проверки из ежегодного плана:

  • в связи с невозможностью проведения плановой проверки деятельности юридического лица вследствие его ликвидации, невозможностью проведения проверки индивидуального предпринимателя вследствие прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

  • в связи с принятием органом государственного контроля (надзора), осуществляющим государственный контроль (надзор) с применением риск-ориентированного подхода, решения об отнесении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности либо решения об изменении присвоенных им категории риска или класса (категории) опасности;

  • в связи с принятием органом государственного контроля (надзора) решения об исключении соответствующей проверки из ежегодного плана в случаях, предусмотренных статьей 26.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

  • в связи с прекращением или аннулированием действия лицензии - для проверок, запланированных в отношении лицензиатов;

  • в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы;

б) изменение указанных в ежегодном плане сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе:

  • в связи с изменением адреса места нахождения или адреса фактического осуществления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя;

  • в связи с реорганизацией юридического лица;

  • в связи с изменением наименования юридического лица, а также изменением фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя.

Внесение изменений в ежегодный план осуществляется решением соответствующего органа государственного контроля (надзора).

Внесение дополнений в ежегодный план проверок не предусмотрено действующим законодательством.