Как получить информацию о том, выдавалась ли лицензия?
Как получить информацию о том, выдавалась ли лицензия?

27.05.2020
Порядок предоставления информации по вопросам лицензирования регулируется статьей 21 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
В соответствии с указанным законом сведения могут быть представлены о конкретной лицензии в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о предоставлении таких сведений.
Для получения выписки из реестра лицензий/справки об отсутствии сведений в реестре лицензий необходимо представить (или направить почтовым отправлением) в Департамент образования и науки города Москвы, по адресу: 125315, г. Москва 2-й Балтийский пер., д.3 заявление о предоставлении сведений из реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности по форме, утвержденной приказом Департамента образования города Москвы от 15 февраля 2016 г. № 51.
Форма заявления размещена на странице Департамента образования и науки города Москвы на официальном сайте Мэра Москвы (mos.ru/donm) в разделе «Услуги».
Дополнительно сообщаем, что сведения о лицензиях на осуществление образовательной деятельности, выданных Департаментом образования и науки города Москвы размещены в сводном реестре лицензий на осуществление образовательной деятельности, размещенном на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (http://www.obrnadzor.gov.ru/ru/activity/public_services/licensing/search_lic/), а также на портале открытых данных Правительства Москвы (https://data.mos.ru/opendata/7719028495-reestr-litsenziy-na-obrazovatelnuyu-deyatelnost-vydannyh-organami-ispolnitelnoy-vlasti).
Нужно ли получать лицензию индивидуальному предпринимателю, если он будет вести образовательную деятельность самостоятельно? А с привлечением наемных работников?
Нужно ли получать лицензию индивидуальному предпринимателю, если он будет вести образовательную деятельность самостоятельно? А с привлечением наемных работников?

27.05.2020
В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) индивидуальные предприниматели вправе осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам и программам профессионального обучения как непосредственно, так и с привлечением педагогических работников. При этом только образовательная деятельность индивидуальных предпринимателей, осуществляемая с привлечением педагогических работников, подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», с учетом особенностей, установленных статьей 91 Федерального закона № 273-ФЗ.
Нужно ли получать лицензию для открытия детского клуба (частного детского сада), если как таковой образовательной программы не будет, только присмотр и уход за детьми, организация игр, творчества и развлечений?
Нужно ли получать лицензию для открытия детского клуба (частного детского сада), если как таковой образовательной программы не будет, только присмотр и уход за детьми, организация игр, творчества и развлечений?

27.05.2020
В соответствии с пунктом 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит образовательная деятельность.
Образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ (пункт 3 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966).
Согласно статье 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) образовательная деятельность – это деятельность по реализации образовательных программ, под которыми понимается комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. Присмотр и уход за детьми, согласно данной статьи – это комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.
Таким образом, деятельность детского клуба (частного детского сада) при отсутствии образовательной программы не является образовательной деятельностью и не подлежит лицензированию.
Как получить лицензию на осуществление образовательной деятельности?
Как получить лицензию на осуществление образовательной деятельности?

26.05.2020
Порядок предоставления лицензии установлен статьей 13 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Перечень документов, необходимых для получения лицензии, установлен пунктом 10 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966 (далее – Положение).
Также стоит обратить внимание на лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии (пункты 4 и 5 Положения).
Таким образом, для получения лицензии на осуществление образовательной деятельности соискатель лицензии должен, во-первых, соответствовать лицензионным требованиям и, во-вторых, представить в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии и комплект документов, подготовленных в соответствии с пунктом 10 Положения.
Перечень лицензирующих органов установлен Административным регламентом предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 марта 2015 г. № 244.
Вся необходимая информация по вопросам лицензирования образовательной деятельности (нормативные правовые акты, перечни и формы документов, сведения о государственной пошлине, адрес и режим работы службы приема документов и др.) размещены на странице Департамента образования и науки города Москвы на официальном сайте Мэра Москвы (mos.ru/donm) в разделе «Услуги».
Подлежит ли лицензированию обучение в медицинской организации или на дому?
Подлежит ли лицензированию обучение в медицинской организации или на дому?

14.02.2020
В соответствии с письмом Рособрнадзора от 28.11.2019 № 02-194 «Специфика осуществления образовательной деятельности в условиях медицинских организаций не позволяет в полном объеме выполнять отдельные лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии или лицензиату на осуществление образовательной деятельности, поскольку такие организации созданы для выполнения других задач (основной вид деятельности - медицинская деятельность). При этом при получении обучающимся, находящимся на длительном лечении, образования на дому лицензионные требования к жилой площади, на которой проживает ребенок, не предъявляются и, соответственно, жилой объект лицензированию не подлежит.
В этой связи Рособрнадзор считает возможным рассматривать обучающихся, находящихся на длительном лечении и получающих образование в медицинских организациях, как обучающихся, получающих образование на дому.
При осуществлении образовательной деятельности в условиях медицинских организаций обучающиеся прикрепляются к образовательной организации, которая организует их обучение в медицинской организации. Обучение осуществляется по индивидуальным учебным планам в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Индивидуальные учебные планы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Часть учебных предметов может быть освоена с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения».
Согласно статье 13 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, которое подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом. Вправе ли заявление и приложения к нему подписывать физическое лицо, которому руководитель лицензиата (юридического лица) по доверенности предоставил право подписывать заявление и подавать документы в лицензирующий орган?
Согласно статье 13 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, которое подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом. Вправе ли заявление и приложения к нему подписывать физическое лицо, которому руководитель лицензиата (юридического лица) по доверенности предоставил право подписывать заявление и подавать документы в лицензирующий орган?

22.03.2016
Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, которое подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом либо индивидуальным предпринимателем.
В соответствии со статьями 53 и 185 Гражданского кодекса Российской Федерации:
- учредительным документом может быть предусмотрено, что полномочия выступать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга (сведения об этом подлежат включению в единый государственный реестр юридических лиц);
- лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно;
- доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами;
- доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами.
Таким образом, подписывать заявление на предоставление лицензии от имени лицензиата (юридического лица) может физическое лицо, уполномоченное учредительным документом, законом или которому руководитель лицензиата (юридического лица) по доверенности предоставил право подписывать заявление о предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Размещено объявление «Подготовка к школе по русскому языку: от А до Я». Указанная деятельность подлежит лицензированию?
Размещено объявление «Подготовка к школе по русскому языку: от А до Я». Указанная деятельность подлежит лицензированию?

16.02.2016
В соответствии с ч. 1 ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» лицензированию подлежит образовательная деятельность. Под образовательной деятельностью понимается деятельность по реализации образовательных программ.
В случае, если «Подготовка к школе по русскому языку: от А до Я» содержит признаки образовательной деятельности в соответствии с п. 9 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», необходимо получать лицензию.
Необходимо ли получать лицензию на право ведения образовательной деятельности в случае реализации дополнительного образования при ведении внеурочной деятельности в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования?
Необходимо ли получать лицензию на право ведения образовательной деятельности в случае реализации дополнительного образования при ведении внеурочной деятельности в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования?

16.02.2016
В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» основная образовательная программа начального общего образования реализуется организацией, осуществляющей образовательную деятельность через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
При осуществлении внеурочной деятельности в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования осуществляется реализация основной общеобразовательной программы начального общего образования, а не дополнительная общеобразовательная программа.
Для осуществления внеурочной деятельности достаточно лицензии, в приложении к которой указываются сведения об уровне образования – начальном общем образовании (ч. 4 ст. 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Лицензирование и указание в приложении к лицензии дополнительного образования детей и взрослых не требуется.
Какими нормативными правовыми актами предусмотрена возможность оказания услуг по получению лицензии на право ведения образовательной деятельности в электронном виде?
Какими нормативными правовыми актами предусмотрена возможность оказания услуг по получению лицензии на право ведения образовательной деятельности в электронном виде?

02.02.2016
Согласно изменениям, внесенным в Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде», лицензирование и государственная аккредитация образовательных учреждений, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, по всем реализуемым ими образовательным программам, за исключением образовательных учреждений, полномочия по лицензированию и аккредитации которых осуществляют федеральные органы государственной власти, исключены из сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями и организациями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями и организациями.
Предоставление органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности в электронном виде в полном объёме не представляется возможным в связи с тем, что частью 2 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, или лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, в связи с намерениями осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, и (или) при намерении внести изменения в указанный в лицензии перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, проведение лицензирующим органом внеплановых выездных проверок без согласования в установленном порядке с органом прокуратуры.
Вместе с тем Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусматривается для соискателя лицензии и лицензиата возможность предоставления документов по вопросам лицензирования в форме электронных документов, а также получение информации по вопросам лицензирования в электронной форме. В административном регламенте предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 марта 2015 г. № 244, предусмотрена соответствующая возможность.
В настоящее время действует также постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2012 № 722, которым утверждены правила предоставления документов по вопросам лицензирования в форме электронных документов.
Чем руководствоваться лицензирующему органу при указании места ведения образовательной деятельности в лицензии, если в уставе указан один адрес, а в выписке из ЕГРЮЛ указан другой?
Чем руководствоваться лицензирующему органу при указании места ведения образовательной деятельности в лицензии, если в уставе указан один адрес, а в выписке из ЕГРЮЛ указан другой?

02.02.2016
При указании места ведения образовательной деятельности в лицензии лицензирующему органу следует руководствоваться заявлением, поданным соискателем лицензии или лицензиатом, где указываются адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности.
Подтверждением сведений будут реквизиты документов о наличии у соискателя лицензии на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта) в каждом из мест осуществления образовательной деятельности, а также копии правоустанавливающих документов в случае, если права на указанные здания, строения, сооружения, помещения и территории и сделки с ними не подлежат обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При подаче документов соискателем лицензии необходимо ли в адресе места осуществления образовательной деятельности указать офис или номер помещения, в котором будет осуществляться образовательная деятельность?
При подаче документов соискателем лицензии необходимо ли в адресе места осуществления образовательной деятельности указать офис или номер помещения, в котором будет осуществляться образовательная деятельность?

29.12.2015
Согласно ст. 13 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, а также номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты юридического лица.
Адрес – это описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя, в том числе наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
На местном (муниципальном) уровне адресные сведения содержат наименование (название) садовых товариществ, гаражно-строительных кооперативов, промышленных зон, объектов инженерно-транспортной инфраструктуры, пространственно-протяженных объектов и прочих адресных элементов; номеров или литер объектов (номер дома, владения, домовладения, корпуса, строения, сооружения, участка и т.д.); номеров помещений (при адресации помещений); элементов адреса, уточняющих местоположение адресуемого объекта, используется, когда основные и дополнительные адресообразующие элементы не обеспечивают идентификацию адресуемого объекта (индекс отделения почтовой связи, координаты адресной точки, местоположение).
Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» предусмотрены требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган: почтовый индекс заполняется обязательно. При регистрации организации в качестве юридического лица в налоговой инспекции тип адресного объекта указывается полностью: Дом (Номер дома), Корпус (Номер корпуса), Офис (Номер офиса), Квартира и т.п.
Таким образом, соискатель лицензии должен указать номер дома, офиса и иную информацию, позволяющую идентифицировать адрес мест(а) осуществления лицензируемого вида деятельности.
Общество с ограниченной ответственностью вправе заниматься образовательной деятельностью по программам повышения квалификации рабочих, инженерно-технических работников?
Общество с ограниченной ответственностью вправе заниматься образовательной деятельностью по программам повышения квалификации рабочих, инженерно-технических работников?

20.12.2015
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» общество с ограниченной ответственностью (ООО) вправе осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального обучения, образовательным программам дошкольного образования и дополнительным образовательным программам при наличии лицензии на право осуществления образовательной деятельности.
Для осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение (ООО), создается специализированное структурное образовательное подразделение, деятельность которого регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым организацией, осуществляющей обучение.
К какому виду образовательных программ относятся курсы подготовки водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы? Лицензируется ли такая деятельность?
К какому виду образовательных программ относятся курсы подготовки водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы? Лицензируется ли такая деятельность?

18.12.2015
Проведение курсов подготовки водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, предусматривается приказом Министерства транспорта России от 9 июля 2012 г. № 202 «Об утверждении Порядка выдачи свидетельств о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, и утверждения курсов такой подготовки».
Данные курсы реализуются в отношении лиц, уже имеющих право на управление автомобилем соответствующей категории, а, следовательно, имеющих профессию рабочего «Водитель автомобиля». Таким образом, курсы направлены на развитие и совершенствование профессиональных компетенций водителей, позволяющих им заниматься соответствующей профессиональной деятельностью.
Согласно части 4 статьи 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.
Представляется, что программы подготовки водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, охватываются понятием программ повышения квалификации рабочих и служащих, содержащимся в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». При этом терминология отраслевого законодательства, принятого до вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и регламентирующего соответствующий вид профессионального обучения, должна быть приведена в соответствие с законодательством в сфере образования.
Программы повышения квалификации рабочих и служащих подлежат лицензированию в общем порядке, предусмотренном статьей 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Положением о лицензировании образовательной деятельности.
Образовательная деятельность по дополнительным образовательным программам различной направленности (кружки, секции), реализуемые в общеобразовательной организации, подлежит лицензированию?
Образовательная деятельность по дополнительным образовательным программам различной направленности (кружки, секции), реализуемые в общеобразовательной организации, подлежит лицензированию?

18.12.2015
В соответствии с частью 1 статьи 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».
Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
Работа кружков, секций в общеобразовательной организации за рамками соответствующего федерального государственного образовательного стандарта является дополнительным образованием – видом образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.
В соответствии с частью 1 статьи 75 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
Согласно части 4 статьи 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в приложении к лицензии не перечисляются конкретные виды дополнительных общеобразовательных программ с указанием направленности, а указываются сведения в целом о подвиде дополнительного образования, которым согласно части 6 статьи 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» является «дополнительное образование детей и взрослых».
Если школа обучает по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью или для обучающихся с задержкой психического развития, какая программа должна быть указана в лицензии?
Если школа обучает по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью или для обучающихся с задержкой психического развития, какая программа должна быть указана в лицензии?

17.12.2015
Положением о лицензировании образовательной деятельности определен перечень образовательных услуг по реализации образовательных программ, подлежащих лицензированию. Адаптированные образовательные программы в данном перечне отсутствуют, в связи с чем данные программы в лицензии не указываются. Адаптированные образовательные программы разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ для конкретной категории обучающихся и реализуются в рамках основных общеобразовательных программ.
Если у школы указаны в лицензии основные общеобразовательные программы, то при наличии условий в соответствии со статьей 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» школа вправе осуществлять образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам без дополнительного лицензирования.
Какой пакет документов необходим для лицензирования образовательной деятельности организации, намеренной осуществлять профессиональное обучение водителей автотранспортных средств?
Какой пакет документов необходим для лицензирования образовательной деятельности организации, намеренной осуществлять профессиональное обучение водителей автотранспортных средств?

17.12.2015
В соответствии с пунктом 10 Положения о лицензировании образовательной деятельности для получения лицензии соискатель лицензии, намеренный осуществлять обучение по образовательным программам подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов, представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также следующие документы (копии документов) и сведения:
- реквизиты документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий в каждом из мест осуществления образовательной деятельности, а также копии правоустанавливающих документов в случае, если права на указанные здания, строения, сооружения, помещения и территории и сделки с ними не подлежат обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- подписанная руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, справка о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по образовательным программам;
- копии разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов, согласованных с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации;
- реквизиты выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, необходимых для осуществления образовательной деятельности;
- реквизиты заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности при осуществлении образовательной деятельности (в случае если соискателем лицензии является образовательная организация);
- подписанная руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, справка о наличии у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
- реквизиты выданного в установленном порядке Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации заключения о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям;
- копия положения о филиале (в случае если соискатель лицензии намерен осуществлять образовательную деятельность в филиале);
- копия положения о структурном подразделении (в случае если в качестве соискателя лицензии выступает организация, осуществляющая обучение, структурное подразделение которой осуществляет реализацию образовательных программ);
- опись прилагаемых документов.
Может ли индивидуальный предприниматель получить лицензию на ведение дополнительного образования (например, проведение вечерних курсов по диагностике и ремонту автомобилей), имея высшее техническое образование, при соблюдении требований законов о лицензировании отдельных видов деятельности и об образовании?
Может ли индивидуальный предприниматель получить лицензию на ведение дополнительного образования (например, проведение вечерних курсов по диагностике и ремонту автомобилей), имея высшее техническое образование, при соблюдении требований законов о лицензировании отдельных видов деятельности и об образовании?

16.12.2015
Индивидуальный предприниматель осуществляет образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников (статья 32 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
В соответствии с частью 1 статьи 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно. Если индивидуальный предприниматель осуществляет образовательную деятельность непосредственно, то осуществляемая им образовательная деятельность не подлежит лицензированию.
Физические лица, которые в соответствии с трудовым законодательством не допускаются к педагогической деятельности или отстраняются от работы, не вправе осуществлять образовательную деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Предполагая, что индивидуальный предприниматель непосредственно будет оказывать образовательные услуги в качестве педагога, он должен соответствовать требованиям к преподавателю, установленным разделом «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н, а именно, иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
Пунктом 11 приказа Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н предусмотрено исключение из общих правил: «Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы».
Обучение пожарно-техническому минимуму подлежит лицензированию в качестве образовательной деятельности?
Обучение пожарно-техническому минимуму подлежит лицензированию в качестве образовательной деятельности?

15.12.2015
Согласно пункту 17 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность – это деятельность по реализации образовательных программ. Образовательная деятельность подлежит лицензированию, лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования (статья 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
Статьей 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что образовательная программа определяет содержание образования, а также предусмотрен закрытый перечень видов образовательных программ.
Обучение пожарно-техническому минимуму осуществляется в соответствии с требованиями приказа МЧС России от 12.12.2007 № 645 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (далее – приказ МЧС России).
В соответствии с пунктом 35 приказа МЧС России обучение пожарно-техническому минимуму организуется как с отрывом, так и без отрыва от производства.
Обучение с отрывом от производства проводится в образовательных учреждениях пожарно-технического профиля, учебных центрах федеральной противопожарной службы МЧС России, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, территориальных подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России, в организациях, оказывающих в установленном порядке услуги по обучению населения мерам пожарной безопасности.
Обучение по специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации проводится руководителем организации или лицом, назначенным приказом (распоряжением) руководителя организации, ответственным за пожарную безопасность, имеющим соответствующую подготовку.
Приказом МЧС России не предусмотрена выдача лицам, прошедшим обучение пожарно-техническому минимуму, каких-либо документов, подтверждающих факт и результаты обучения.
Из положений действующих нормативных правовых актов, в том числе из приказа МЧС России, не следует, что обучение пожарно-техническому минимуму направлено на реализацию целей и задач, изложенных в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Подобные программы невозможно отнести ни к одному из видов образовательных программ, предусмотренных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Учитывая изложенное, обучение пожарно-техническому минимуму не является реализацией образовательной программы и не подлежит лицензированию в качестве образовательной деятельности.
Необходимо лицензировать образовательную деятельность по адаптированной образовательной программе?
Необходимо лицензировать образовательную деятельность по адаптированной образовательной программе?

14.12.2015
В соответствии с пунктом 1 статьи 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, по подвидам дополнительного образования.
Согласно подпункту 4 части 1 статьи 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором, в том числе, указывает лицензируемый вид деятельности в соответствии с частью 1 статьи 12 закона, который соискатель лицензии намерен осуществлять, с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966, предусмотрен перечень образовательных услуг по реализации образовательных программ, в который входят программы, подлежащие лицензированию.
Перечень содержит услугу по реализации основной общеобразовательной программы начального общего образования, основной общеобразовательной программы основного общего образования, основной общеобразовательной программы среднего общего образования.
Реализация адаптированной образовательной программы не входит в вышеуказанный перечень.
В целях обеспечения реализации основной общеобразовательной программы общего образования в образовательной организации для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность достижения планируемых результатов освоения вышеназванной программы всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья. Согласно статье 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» содержание общего образования и условия организации обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов - в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Органами государственной власти субъектов Российской Федерации создаются отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (статья 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее - порядок), который регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, в том числе определяет особенности организации образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Учитывая изложенное, самостоятельное лицензирование образовательной деятельности по адаптированной образовательной программе действующим законодательством не предусмотрено.
Поскольку общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, и в таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися, образовательной организации, в случае, если организация осуществляет обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, при подаче заявления и документов на предоставление или переоформление лицензии на осуществление образовательной деятельности необходимо предоставить адаптированную образовательную программу и указывать сведения о наличии специальных условий для получения образования указанной категорией обучающихся.
В частности, образовательные организации создают условия для беспрепятственного подхода/подъезда к образовательным организациям (цветное противоскользящее дорожное покрытие, пандусы, ограждения, расширенные дверные проемы), размещают в доступном месте информационный стенд с перечнем реализуемых программ, расписанием и иной информацией, ведут адаптированный официальный сайт в сети Интернет (для инвалидов по зрению) с дублированной звуковой справочной информацией (для инвалидов по слуху).
В какой лицензирующий орган должен обратиться соискатель лицензии (индивидуальный) для получения лицензии: по месту жительства (регистрации) или по месту осуществления образовательной деятельности, если это разные субъекты Российской Федерации?
В какой лицензирующий орган должен обратиться соискатель лицензии (индивидуальный) для получения лицензии: по месту жительства (регистрации) или по месту осуществления образовательной деятельности, если это разные субъекты Российской Федерации?

10.12.2015
В соответствии с пунктом 20 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, приравниваются к организациям, осуществляющим образовательную деятельность.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 7 Федерального закона № 273-ФЗ лицензирование образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, на территории субъекта Российской Федерации (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона № 273-ФЗ) относится к полномочиям Российской Федерации в сфере образования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (налоговая инспекция), в порядке и в сроки, которые установлены законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уведомляет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования (региональный «обрнадзор»), о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, видом экономической деятельности которого является образовательная деятельность (часть 2 статьи 32 Федерального закона № 273-ФЗ).
Учитывая, что налоговая инспекция уведомляет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные ему полномочия Российской Федерации в сфере образования, индивидуальному предпринимателю для лицензирования образовательной деятельности следует обратиться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, по месту своей государственной регистрации.
Для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, адрес его места жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, а также номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты индивидуального предпринимателя (пункт 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
Является ли деятельность по тестированию иностранных граждан по русскому языку как иностранному языку образовательной деятельностью и подлежит ли такая деятельность лицензированию?
Является ли деятельность по тестированию иностранных граждан по русскому языку как иностранному языку образовательной деятельностью и подлежит ли такая деятельность лицензированию?

07.12.2015
Пунктом «д» части 1 статьи 13 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» предусмотрено, что иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приёме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица владеют русским языком. Порядок определения уровня знаний русского языка установлен Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 № 1325.
Иностранные граждане и лица без гражданства при подаче ими заявления о приёме в гражданство Российской Федерации представляют сертификат о прохождении государственного тестирования по русскому языку как иностранному языку (в объёме не ниже базового уровня владения русским языком), выданный образовательной организацией на территории Российской Федерации или за рубежом, которая включена в определяемый Министерством образования и науки Российской Федерации перечень образовательных организаций, проводящих государственное тестирование по русскому языку как иностранному языку. Тестирование проводится в целях определения уровня владения и степени сформированности у иностранного гражданина коммуникативной компетенции по русскому языку как иностранному языку в соответствии с уровнями владения русским языком как иностранным языком и требованиями к ним.
Тестирование не может считаться комплексом основных характеристик образования, организационно-педагогических условий и форм аттестации, не отвечает определению образовательной программы. Деятельность по проведению тестирования не может считаться образовательной и не подлежит лицензированию.
Указываются ли в лицензии названия образовательных программ?
Указываются ли в лицензии названия образовательных программ?

06.12.2015
Частью 4 статьи 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что в приложении к лицензии на осуществление образовательной деятельности указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения.
Таким образом, в приложении к лицензии не указывается наименование реализуемых образовательных программ.
В чьей компетенции находится лицензирование образовательной деятельности филиала, расположенного на территории другого субъекта Российской Федерации?
В чьей компетенции находится лицензирование образовательной деятельности филиала, расположенного на территории другого субъекта Российской Федерации?

03.12.2015
В соответствии со статьей 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
По каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием наименования и места нахождения филиала. Учитывая изложенное, образовательная деятельность филиала организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензируется совместно с лицензированием образовательной деятельности самой организации. Заявление и необходимые документы подаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в лицензирующий орган по месту регистрации организации.